Гипергидроз – патологическое состояние, связанное с нарушением нормальной работы потовых желез, при этом происходит усиление их секреции и повышается потоотделение. Несмотря на кажущуюся простоту, гипергидроз представляет собой серьезную медико-социальную проблему из-за его выраженного влияния на самовосприятие и социальную активность пациентов. В настоящее время гипергидроз является полностью управляемым состоянием и легко поддается коррекции консервативными методами.
Виды
По распространенности выделяют генерализованную и локальную форму. В случае локализованного гипергидроза избыточное потоотделение может наблюдаться на любом участке тела, но чаще всего в подмышечных впадинах, лобной и ладонно-подошвенной области.
По механизму возникновения выделяют два типа заболевания:
- эссенциальный (первичный) – представляет собой самостоятельное патологическое состояние;
- вторичный – его возникновение связано с рядом имеющихся заболеваний, например, синдромом Рейно, полинейропатиями, синдромом барабанной струны.
Эссенциальный тип гипергидроза – самая распространенная форма. Он встречается в 85-90% случаев.
Причины и механизм появления
Процесс потоотделения регулируется двумя типами желез: апокриновыми и эккриновыми. Апокриновые железы крупные, локализуются в толще дермы или подкожной жировой клетчатки и расположены в определенных местах:
- промежность и наружные половые органы;
- ареолы молочных желез;
- подмышечные области;
- лобковая зона и паховые складки.
Секрет этих желез мутный и имеет молочно-белый цвет, а также содержит множество белков, углеводов, липидов и аммиак. При этом он лишен запаха – специфический запах пота появляется при расщеплении компонентов секрета условно-патогенными бактериями, живущими на поверхности кожного покрова. Апокриновые железы начинают функционировать только с момента полового созревания, затем их деятельность угасает к климаксу.
Другой тип желез – эккриновые. Они мелкие и расположены более поверхностно. Эти железы равномерно распределены по всей поверхности тела, но больше всего их в ладонно-подошвенных областях, в подмышечных впадинах, на лице и верхней части туловища. Основная их функция – терморегуляционная. Работа эккриновой железы регулируется симпатическими нервными волокнами при помощи медиатора ацетилхолина - связывание ацетилхолина с рецепторами на поверхности железы приводит к высвобождению жидкости из секреторных клеток.
В механизме развития первичного гипергидроза основную роль играет сбой или недостаточность механизмов симпатического регулирования потоотделения и повышенная чувствительность рецепторов желез к катехоламинам (адреналин, норадреналин, ацетилхолин). По мнению ряда авторов, заболевание также находится в тесной взаимосвязи с образом жизни: вредные привычки, сбои в режиме сна и отдыха, несбалансированное питание, стрессы могут привести к развитию гипергидроза.
Клиническая картина
Первые симптомы эссенциальной формы обычно появляются в детском возрасте. При этом гипергидроз часто остается незамеченным, а избыточная потливость списывается родителями на физическую активность ребенка или слишком теплую одежду. Проявления гипергидроза резко усиливаются в период полового созревания, начиная приносить выраженный дискомфорт.
Интенсивность потоотделения может быть различной: от трудно различаемой формы гипергидроза до очень выраженной. В случае обильной потливости присоединяется социальная дезадаптация: пациент подвергается выраженным профессиональным ограничениям и испытывает проблемы в повседневной или личной жизни.
На фоне постоянного и длительно существующего дискомфорта значительно страдает качество жизни и присоединяются расстройства настроения вплоть до депрессивных состояний и суицидальных мыслей (более выражены в подростковом возрасте). По данным AAD (Американской академии дерматологии), около 50% людей с гипергидрозом постоянно пребывают в депрессии, а более 80% испытывают значительные затруднения при общении даже с близкими.
Диагностика и способы лечения
Выявление заболевания не составляет труда – для постановки диагноза достаточно беседы с пациентом, сбора жалоб и анамнеза, а также общего осмотра. Врач также может провести йод-крахмальный тест (проба Минора) для оценки площади патологической потливости.
Методы лечения заболевания можно разделить на три группы:
- консервативные – коррекция образа жизни и питания, использование гигиенических и косметических средств для блокирования потоотделения, сеансы ультравысокочастотной (УВЧ) терапии, прием препаратов, обладающих антихолинергическим действием;
- инъекционные – применение ботулотоксина типа A;
- хирургические – проведение операций, направленных на «отключение» нервных волокон, отвечающих за работу потовых желез определенной зоны.
Традиционные схемы лечения гипергидроза включают в себя прием антихолинергических средств и применение косметических антиперспирантов, содержащих ионы алюминия или цинка. Прием лекарств направлен на уменьшение потоотделения, однако на практике пациенту приходится сталкиваться с рядом негативных последствий (сухость во рту, нарушение зрения) без какого-либо выраженного эффекта.
Нанесение специальных антиперспирантов приводит к формированию комплекса «белок-алюминий», который временно закупоривает отверстие потовой железы, расположенное на поверхности кожных покровов. Существенный недостаток этих дезодорантов – непродолжительный эффект и компенсаторное усиление потоотделения на необработанных участках.
Хирургические методы в настоящее время используются крайне ограниченно из-за необходимости проведения разрезов и введения пациента в наркоз. В то же время существует риск появления осложнений в виде синдрома Горнера, пневмоторакса и повреждения по неосторожности двигательных нервов, что приводит к нарушению функции конечности. Результат от хирургических вмешательств подвергается сомнению из-за частого развития (в более чем 60% случаев) компенсаторного гипергидроза.
Наиболее обоснованный метод лечения гипергидроза – инъекции ботулотоксина типа А (ботокса) в проблемную зону. Механизм действия препарата заключается в обратимом и временном блокировании симпатических нервных волокон, отвечающих за секрецию потовых желез. Перед внутрикожными инъекциями ботулотоксина проводится проба Минора. Эффект от процедуры зависит от количества введенного ботулотоксина и длится до 6-8 месяцев.